Я в СМИ

Оригинальные и неоригинальные запчасти: как выбрать и что лучше? (журнал «Автотранспорт: эксплуатация, обслуживание, ремонт»)

Автор: Сергей Карпушов, генеральный директор ГК ASVA

Техническое обслуживание в дилерском сервис-центре – беззаботная пора для автомобилиста. Машина на гарантии, предоставляются все

необходимые оригинальные запчасти для «лечения», не нужно ломать голову, где достать узлы и расходники.

А самостоятельно разбираться в ассортименте запчастей приходится только тогда, когда гарантийный срок уже истек. Вот тут-то начинается головоломка! Почему оригиналы стоят так дорого? Где достать качественный дубликат или б/у? Как вообще отличить подделку от фирменных запчастей, если упаковка одинаковая? И десятки других вопросов.

Путаницу в понятия «оригинал» и «неоригинал» часто вносят ярые противники последних. Они мешают в кучу контрафактную, подпольную продукцию, выдавая все за дубликаты ужасного качества. И совершенно забывают, что сравнивать откровенную подделку с неоригинальными запчастями, изготовленными на заводе, как минимум, некорректно.

Мы же с вами – здоровые скептики, а потому идем разбираться. Ведь на кону не только разумная экономия и техническое состояние «ласточки», но и жизнь и здоровье пассажиров.

Что такое оригинальные запчасти?

Каждая запчасть включает несколько составляющих: бренд, упаковку, стоимость и порог качества. В случае с «оригиналами» этот порог достигает 99,9%. Оригинальными считаются все компоненты, из которых авто собирается на конвейере и продается в салоне официального дилера. Причем здесь выступают не только запасные части, но и масла с жидкостями. Детали для авто не обязательно изготавливаются на том же заводе, где происходит сборка. Чаще всего узлы и агрегаты поступают от других предприятий с которыми у производителя заключен контракт на поставку.

Концерн определяет требования к качеству, срокам, характеристикам запчастей, и устраивает тендер. С заводом-победителем заключается договор, и он получает техзадание, по которому производит детали и отправляет часть из них на конвейер, еще часть упакованных запчастей со значком автоконцерна – на склады дилерских сервисов.

Далее сборщик обязуется поставлять на рынок оригинальные детали в течение 10-ти лет после окончания выпуска модели. Благодаря этому даже на устаревшие иномарки почти всегда можно заказать недостающий «оригинал».

Также «оригиналом» считаются б/у запчасти, если подтверждена изначальная оригинальность.

Что такое неоригинальные запчасти?

Огромный пласт рынка автозапчастей, в котором легко заблудиться. Но попробуем разобраться. «Неоригиналы» – это детали, практически не отличающиеся от оригинальных по параметрам, в некоторых случаях изготовленные на тех же заводах и теми же производителями, что поставляют продукцию на конвейер. Изготавливать их могут в разных частях света, главное – сохранить низкую себестоимость при бешеной конкуренции.

Если концерн будет заниматься всем самостоятельно, он разорится. Поэтому и существует отдельный ряд производителей «неоригиналов». Большинство таких заводов базируется в Азии, где себестоимость низкая за счет дешевизны рабочей силы. Но если предприятие производит узкий ассортимент, оно может находиться в Америке или Европе. Причем это не только российская «идея» производить запчасти и закупаться по всему земному шару, а мировая практика.

Пик контрафакта запчастей в России пришелся на 90-е. Неидеальный таможенный закон позволял завозить товары неизвестного производителя. Сегодня поток такой продукции контролируется жестче, но угроза покупки запчастей сомнительного качества все равно остается. Чтобы оградить себя от подделки низкого качества, стоит обращаться к услугам крупных сетевых ритейлеров и известных компаний, тщательно выбирающих поставщиков. Сбыт контрафакта с целью наживы – дело мелких контор, где сознательно обманывают покупателя.

Тем не менее, низкая цена по сравнению с «официалами» – основное преимущество дубликатов. Так же производитель «оригиналов» по ряду причин зачастую изготавливает узел в сборе, соответственно к замене и продаже предлагает его целиком. А производитель неоригинальной продукции всегда предложит возможность приобрести составляющую данного узла, что по финансовым затратам несоизмеримо выгоднее.

Запчасти категории «aftermarket»

«Неоригинал» бывает разным. Существует такая категория, как aftermarket (афтермаркет) – запчасти, изготовленные заводами-поставщиками заводского конвейера, но расфасованные в собственную упаковку для сбыта по своей сети дистрибьюторов по всему миру. К примеру, производители фильтрующих элементов Fleetguard и Donaldson – это поставщики таких OEM-производителей дизельных двигателей, как Perkins, Cummins, John Deere и других. Этих же OEM-производителей снабжают комплектующими:

-- Bosch – топливной аппаратурой;

-- Garret – турбокомпрессорами;

-- Lucas – форсунками.

Кстати, магазины автозапчастей – уникальный случай для иностранцев. По сути, такие магазины до сих пор работают на территории бывшего СССР. В остальных странах обслуживанием авто и продажей запчастей занимаются исключительно автосервисы.

Есть мнение, что aftermarket ниже по качеству, чем продукция, идущая на конвейер и в упаковку концерна. Тут все зависит от изготовителя, так как процесс изготовления и масштабы производства разные. Контроль качества в этой категории имеет место быть, но если линейку на конвейер контролирует автоконцерн, то остальная часть остается на совести изготовителя.

Кто сильнее на рынке?

Поставщики и производители неоригинальной продукции в России уже давно заняли свою нишу, хорошо разбираются в рынке, распределяют закупки и удовлетворяют потребности автовладельцев в запчастях по приемлемым ценам. Дилеры же не могут похвастаться невысокой стоимостью на продукцию, поскольку «связаны» обязательствами. На них оказывают влияние логистические схемы, выстраиваемые концерном (а это почти всегда невыгодно в экономическом плане), а также обеспечение запчастями только на определенный модельный ряд.

Впрочем, автоконцерны не сдаются и продолжают борьбу за первенство на рынке. Пытаются насытить рынок оригинальными компонентами за счет сбыта по дилерским сетям. Только выиграет ли от этого потребитель – вопрос. Поэтому стоит ли зацикливаться исключительно на оригиналах?

Что из «неоригинального» можно выбрать?

Неоригинальные компоненты – это не только некачественные подделки, как мы уже выяснили. Это большой рынок, где можно приобрести нужный товар по доступным ценам. Среди прочего, из достойных можно выделить 4 группы производителей:

  1. Aftermarket
  2. Сторонние производители
  3. «Монобренды»
  4. Перепаковщики

Aftermarket и сторонние производители. Про «конвейерный» aftermarket мы уже говорили чуть выше. Сторонние производители, наоборот, не «конвейерные». Но эти 2 группы схожи главным образом в том, что они узнаваемы и выступают под раскрученным брендом. Что касается качества, производителям этих категорий приходится сокращать издержки, дабы сравняться с ценами конкурентов.

«Монобренды». Работают только с одним брендом, выгодно представляя его «выходцем» из страны с хорошей репутацией среди автозапчастей. К примеру, Японией или Германией. Товар упаковывают в узнаваемую упаковку с маркировкой страны предприятия, где находится бренд. Таким образом, запчасть становится не «Made in Japan», а носит солидное «Tokyo, Japan». В некоторых случаях указываются страны реально производства (как правило это страны Азии). Ассортимент монобрендов при этом достаточно широк.

Отличительная черта «монобрендов» – возможность получить эксклюзивные детали, которые не производят другие компании. Выбор завода-изготовителя зависит от ориентации рынка завода (для жарких стран и холодов нужно разное качество обработки и пр.).

Перепаковщики. Бренд с собственной упаковкой, заключивший контракты с крупными производителями. Эта категория продает детали другого, определенного, производителя. В упаковке – не «конвейерные» запчасти. По сути, это перепродажа под своим именем, но нужно выкладывать дополнительную сумму за бренд.

Итак, резюмируем:

-- При покупке оригинальных запчастей вам дается гарантия, что они идентичны отслужившим. И вместе с тем платите немаленькую сумму. В первую очередь, за бренд, во вторую – за уверенность в качестве. Но не каждый оригинал является оригиналом на самом деле (корейская компания SsangYong одно время комплектовала авто двигателями Mercedes Benz. Детали к ним считаются «оригиналами» и дубликатами одновременно). Не стесняйтесь просить подтверждения. Отоваривайтесь у проверенных продавцов или обслуживайтесь у официальных дилеров.

-- Бояться слова «неоригинал» не стоит. Что касается неоригинальных запчастей от известного изготовителя, здесь выдается товар с аналогичными инженерными характеристиками, сроком эксплуатации и качеством. Если вы ориентируетесь не только на стоимость, но и безопасность, и срок службы запчасти, то покупать «неоригиналы» стоит у проверенных поставщиков либо автопроизводителей, либо предприятий-изготовителей. Обязательно запрашивайте подтверждающую документацию.

-- Не хотите переплачивать за раскрученное имя? Обратите внимание на aftermarket, перед этим изучив информацию о бренде и продавце по своим контактам или в интернете.

-- Еще один вариант – приобретать «оригиналы» в случае, если речь идет о незначительной сумме, а для ценоемких запчастей подыскивать неоригинальные варианты. Помните: не все китайские запчасти – плохие.

-- Чтобы купить запчасти от малоизвестных брендов и при этом не прогадать, нужно хорошо разбираться в ассортименте и владеть инсайдерской информацией о преимуществах продукции.

К сожалению, в России и сегодня существует немало контрафактных запасных частей неизвестно откуда и от кого. Главная отличительная черта такой продукции – слишком низкая цена. Использование этих запчастей в узлах вроде подвески опасно для жизни, поэтому от заманчивой покупки все-таки стоит воздержаться. Вам наверняка известно, где находится бесплатный сыр.

ИСТОЧНИК: журнал «Автотранспорт: эксплуатация, обслуживание, ремонт» (№10, 2017 год)

© 2018 Сергей Карпушов. Все права защищены

Designed by TriAAA