Я в СМИ

«Социальный» каршеринг: есть ли будущее в России? (портал 110km.ru)

Для европейских жителей делить автомобиль с кем-нибудь еще – вполне нормально. В нашей стране личная машина – пока в приоритете, однако постепенно привычная схема может поменяться.

В период проведения Чемпионата мира по футболу в разы увеличилась загрузка онлайн-сервисов аренды и сдачи автомобилей внаем по схеме от частного лица — частному. Этим пока новым для страны типом «социального» каршеринга в период мундиаля активно пользовались как россияне, так и иностранцы. По предварительным подсчетам компании Rent A Ride, в период подготовки и проведения ЧМ запросы на аренду частных автомобилей в России увеличились почти в три раза.

Машины начали бронировать уже за полгода до мероприятия, и в основном это были запросы из-за рубежа. А в период проведения чемпионата количество запросов на p2p-аренду выросло с традиционных для обычных июня-июля 2500 обращений до 7500. Наибольшая активность по аренде автомобилей наблюдалась в Москве, Казани, Сочи и Санкт-Петербурге.

Сегодня философия экономики совместного потребления захватывает все больше людей в разных странах. Правда, в России большинство автомобилистов пока еще не готовы отказаться от использования личного транспорта. Эксперты уверяют: виной тому – неразвитый рынок аренды автомобилей.

 
Сергей Карпушов, генеральный директор ГК ASVA

«Аренда частных авто – достаточно новый сервис для России, набирающий обороты с оглядкой на западно-американский опыт. Чемпионат мира-2018, безусловно, внес ощутимую активность в этот рынок. По моим наблюдениям, спрос превышал предложение. Собственникам прокатного транспорта уже сейчас стоит задуматься, как удержать популярность услуги и после праздника. Ведь зачем транспорту, который используется автовладельцем несколько часов в сутки или пару раз в месяц, пылиться на парковке, когда можно получать дополнительный доход?»

 

Сергей Карпушов, генеральный директор ГК ASVA

 

Как считает эксперт, развитию рынка проката частных машин у нас мешает, прежде всего, плохая информированность населения. Многие до сих пор не знают, что такое «социальный» каршеринг, и как, имея собственный автомобиль, получать с него дополнительный доход. Кроме того, камнем преткновения становится культура пользования и низкий уровень взаимного доверия между участниками рынка. Собственники авто с осторожностью относятся к арендаторам, а арендаторы опасаются скрытых условий. Наконец, отношения между участниками рынка пока не регламентируются государством. Иными словами, без законодательной базы в этом отношении – не обойтись.

Сейчас Минтранс России активно работает над правилами карпулинга. Сервис способен объединять клиентов и водителя, которым необходимо ехать в одном направлении. Такая модель эффективна с точки зрения снижения трафика и выброса в атмосферу вредных веществ. Однако в отношении проката личного транспорта ведомство пока остается в стороне.

Сегодня частный прокат выполняет сразу несколько благих функций: снижает транспортную нагрузку, позволяет людям с комфортом передвигаться и дает дополнительный заработок автовладельцам. При этом с обычным городским каршерингом сервисы ни коем образом не конфликтуют. Целевые аудитории у аренды и каршеринга разные. Так, классический прокат актуален для тех, кто празднует события (свадьба, выпускной, мальчишник/девичник), ездит на выходные за город, а также таксистов, не имеющих машины в собственности. И, конечно, командировочные и туристы.

Поминутная аренда автомобиля дает возможность реализации других потребностей, более краткосрочных: оперативно решить вопросы в пределах города и близлежащих окрестностях, доехать на работу/в парк/бар/торговый центр и больше не связывать себя присутствием авто, оставить машину в районе центра и не платить за парковку, приехать в аэропорт, уехать из него. Таким образом, сервисы не конфликтуют, а, напротив, дополняют друг друга, подстраиваясь под потребности пользователей.

Если же говорить о классическом прокате автомобилей, основной фактор, отпугивающий потенциальных клиентов, – цена. Так, в Европе можно арендовать автомобиль на 30-40% дешевле, чем в России. Удерживать высокие цены прокатчикам пока позволяет относительно низкая конкуренция. Еще один весомый фактор нежелания пользоваться услугой – неудовлетворительное техническое состояние прокатных авто. Кстати, именно с классическим прокатом каршеринг отчасти конкурирует.

Сегодня суточная стоимость аренды у частника самой недорогой городской малолитражки (Kia Rio, Volkswagen Polo), в среднем, составляет 1-1,5 тыс. рублей. Автомобили бизнес-класса (BMW 5-й или 7-й серии) предлагаются по цене 4,5 тыс. рублей в день. Также в сервисах аренды личных машин зарегистрированы спорткары и эксклюзивные авто. Очевидно, что «социальный» каршеринг мог бы стать отличным механизмом разгрузки трафика в мегаполисах. Правда, при наличии необходимой законодательной базы и жестком регулировании этого направления бизнеса.

Плюсы и минусы:
 
Снижение трафика   Отсутсвует законодательная база
Не нужно покупать собственную машину   Изнашивает автомобиль владельца

 

Источник: https://110km.ru/art/socialnyy-karshering-est-li-budushhee-v-rossii-123990.html

© 2018 Сергей Карпушов. Все права защищены